Pentalfa59.ru

Журнал "Дантист"
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финишная обработка реставрации зуба

Создание блеска поверхности композитных реставраций кратчайшим путем

    16 января 2009 4923

Полировка до блеска всего одним инструментом

Композитные реставрации иногда сложно поддаются полировке. После удаления излишков материала и финишной обработки для получения гладкой блестящей поверхности реставрации может потребоваться до четырех дополнительных этапов. Более быстрая и экономичная система полировки включает применение твердосплавных финишных боров и лишь одной силиконовой полировочной головки. Эта система всего в несколько этапов гарантирует получение превосходных результатов.

Не существует «стандартной» техники финишной обработки и полировки композитных реставраций. Много дорог ведут в Рим – а именно — к превосходному блеску реставрации. Финишная обработка и полировка композитных материалов проводится для улучшения их эстетических качеств и защиты от агрессивной среды полости рта и колонизации микроорганизмами. Пациенты хотят, чтобы их реставрации были гладкими, когда они дотрагиваются до них языком, и, что не менее важно, имели хорошую эстетику.

Для удаления излишков материала могут использоваться лезвия, скйалеры или абразивные камни и диски. Контактные поверхности можно обрабатывать с помощью межзубных штрипсов или вибрирующих систем с насадками с алмазным покрытием. Обычно для этого также используются вращающиеся инструменты. Подходящие твердосплавные финишные боры имеют явное преимущество по сравнению с мелкодисперсными алмазными борами: они работают селективно, то есть они «отличают» более мягкий композитный материал от твердой эмали, позволяя сохранить естественные структуры зуба.

В отличие от алмазных боров, твердосплавные боры обладают режущим механизмом действия, а не шлифующим, то есть они удаляют композитный материал в виде стружки. Твердые металлические лезвия работают за счет пластической деформации субстрата и вызываемой ею силы разрыва, возникающей между лезвием бора и поверхностью композита (2). Поэтому твердосплавные финишные боры с достаточным количеством лезвий (20, 30 или 40) обеспечивают более гладкую поверхность по сравнению с алмазными борами. Как ни удивительно, но показатели шероховатости поверхности могут быть ниже показателей, полученных при применении полировочных дисков с покрытием на основе оксида алюминия, которые зачастую считаются стандартными инструментами для полировки композитных материалов (5).

Подходящие и неподходящие финишные боры

Однако не все твердосплавные финишные боры одинаково подходят для полировки композитных реставраций. Рабочие части с незакругленными углами могут повредить композитный материал и, что особенно важно, поверхность эмали (7). Это относится как к борам с незакругленным плоским кончиком, так и к борам с острым режущим кончиком. В идеале должны использоваться твердосплавные финишные боры с нережущим кончиком и закругленным краем перехода кончика в режущее лезвие. Это также помогает защитить мягкие ткани зуба от повреждения при финишной обработке границы перехода между пломбировочным материалом и тканями зуба вблизи десневого края.

Система Safe End – это хороший пример финишных боров, отвечающих вышеперечисленным критериям (См. Клинический пример, Рисунки 2, 3 и 4). Эти боры были разработаны специально для финишной обработки композитных пломбировочных материалов. Бор с 10 лезвиями используется для удаления излишков материала и контурной обработки реставрации. Бор с 20 лезвиями обеспечивает получение гладкой поверхности, готовой к полировке. Оба вида боров эффективно удаляют композитный материал, работая селективно, что обеспечивает максимальное сохранение эмали.

Длина инструмента, адаптированная к анатомии зуба

Ron Goldstein , пионер в области реставративной стоматологии, описал принцип выбора длины инструментов в зависимости от выполняемой процедуры. Этот принцип использовался при разработке боров Safe End. Это всего лишь означает, что существуют боры различной длины, специально адаптированные к виду зуба и обрабатываемой области. Так, например, длинные боры Safe End SE 6, SE 8 и SE 9 предназначены для обработки больших поверхностей верхних фронтальных зубов, в то время как короткие боры SE 3 и SE 4 лучше всего подходят для обработки десневого края реставраций и боковых зубов. Сужающаяся к концу форма боров Safe End идеально походит для обработки границ перехода от композитного материала к поверхности эмали. Дополнительные преимущества этих боров включают длительный срок службы и простоту очистки перед дезинфекцией благодаря прямой форме лезвий.

Боры Safe End с 10 лезвиями должны использоваться на высоких оборотах бормашины, а именно, до 40000 об/мин. Для оптимального контроля лучше использовать электрические наконечники. Во избежание теплообразования и для предотвращения формирования борозд на поверхности реставрации рекомендуется работать прерывистыми движениями, практически не прилагая давления на бор и с максимальным охлаждением водой. Боры с 20 лезвиями должны использоваться со скоростью не более 20000 об/мин и также с обильным охлаждением водой. Для финишной обработки достаточны низкая скорость вращения и умеренная подача воды. Результат обработки проверяется после высушивания поверхности зуба.

Легкая полировка

Поверхность блестит, когда она отражает падающий свет. Существует большое количество различных полировочных систем для композитных реставраций, таких как абразивные полировочные диски, силиконовые головки с алмазными или твердосплавными включениями, керамические полировочные инструменты с добавлением оксида алюминия, полировочные щетки с алмазными включениями, войлочные диски и многие другие. Кроме того, выпускаются полировочные пасты для применения совместно с полировочными чашечками, силиконовыми головками и даже твердосплавными борами, которые обеспечивают получение превосходного блеска (8). Большинство этих систем позволяют получить гладкую блестящую поверхность реставрации.

Ответ на вопрос о том, какая из полировочных систем дает наилучшие результаты, зависит от применяемого оценочного метода или от спонсора проводимого исследования (1-13). Однако, быстрая и простая система, обеспечивающая превосходную полировку в как можно меньше этапов, несомненно имеет явные преимущества. Финишные твердосплавные боры Safe End с 20 лезвиями идеально подготавливают композитную реставрацию к полировке, оставляя чрезвычайно гладкую поверхность (см. Клинический пример, рисунок 3). После их применения одноэтапные силиконовые полировочные головки с алмазной крошкой без труда придают превосходный блеск поверхности. Эти инструменты многоразового использования отличаются от многоэтапных полировочных систем тем, что объем удаляемого материала определяется лишь за счет приложения большего или меньшего давления. Это устраняет необходимость смены инструментов, и процесс полировки занимает намного меньше времени, чем при применении многоэтапных систем.

Компания SS White Burs, производитель твердосплавных финишных боров SafeEnd, недавно выпустила полировочную систему Jazz (рисунки 5, 7 – 9). Полировочные головки Jazz выпускаются для полировки композитных материалов или керамики/металлов, могут быть одно, двух и трехэтапными, многоразового или одноразового использования. Одноэтапные полировочные головки Jazz Supreme подходят для всех прямых реставраций зуба. Особый температурный режим, использующийся для их производства, при котором очень мелкие алмазные частицы внедряются в гибкую резиновую основу, делает их устойчивыми к тепловому воздействию и чрезвычайно прочными.

Успех без приложения давления

Производитель рекомендует использовать одноэтапные полировочные головки Jazz Supreme для композитных материалов в угловом наконечнике с синим кольцом со скоростью вращения 8000 – 15000 об/мин. Помимо скорости вращения необходимо отметить еще один момент: максимальный блеск поверхности можно получить лишь при приложении оптимальной силы давления. Прилагаемое давление влияет на количество алмазных частиц, которые вступают в контакт с поверхностью зуба. Это означает, что при минимальном давлении не происходит удаления эмали. Алмазные частички под действием нагрузки подвергаются микросколам. Это приводит к постоянному формированию режущих поверхностей. Другими словами, полировочные головки с алмазными включениями являются само-затачивающимися. Благодаря этому идеальному свойству контурная и финишная обработка и полировка реставраций может проводиться с помощью всего лишь одного инструмента.

Перед использованием рекомендуется проверить режущие свойства этих полировочных головок на образце полимеризованного композитного материала, чтобы определить уровень оптимального давления. Стружка, формируемая в процессе полировки, легко удаляется с поверхности реставрации нежным движением Jazz Supreme. Этот финальный этап полировки позволяет достичь желаемого превосходного блеска поверхности реставрации. В данной технике применение полировочных паст не требуется.

Заключение

Выбор правильной системы для финишной обработки и полировки композитных реставраций может легко превратиться в игру на угадывание. Врачам-стоматологам приходится выбирать из бессчетного количества продуктов и рекомендаций. В данной статье был представлен простой и эффективный подход. После предварительной обработки поверхности реставрации специальными твердосплавными финишными борами (в два этапа) требуется лишь один дополнительный этап полировки: использование полировочных головок с алмазными включениями с приложением оптимального давления позволяет быстро создать естественный блеск поверхности без применения полировочных паст и бесконечной смены инструментов.

Dr. Jan H. Koch, Германия

Рисунки

Рис. 1: Пациентка 16 лет упала с лошади во время прыжка, и произошел перелом коронки левого центрального резца с вовлечением дентина, но без обнажения пульпы и повреждения корня. Кроме того, отмечается минимальный скол эмали в области режущего края зуба 11, не требующий лечения.

Рис. 2: Была проведена реставрация дефекта с помощью эстетического композитного материала прямым способом. Излишки композита были удалены с помощью твердосплавного финишного бора с 10 лезвиями ( Safe End SE 8-10, SS White Burs ). Этот инструмент имеет преимущества по сравнению с алмазными борами, поскольку селективно удаляет лишь композитный материал, сохраняя эмаль зуба.

Рис. 3: Для создания гладкой поверхности реставрации, готовой к полировке, был использован твердосплавный полировочный бор с 20 лезвиями ( Safe End SE 8-20 ). На данной фотографии хорошо виден нережущий кончик бора, который помогает избежать формирования борозд на поверхности реставрации и защищает мягкие ткани от повреждения при обработки участков вблизи десневого края.

Рис. 4: В зависимости от локализации реставрации и ее размера могут быть использованы финишные боры различной длины. Например, короткие боры Safe End SE 3 и SE 4 лучше всего подходят для обработки контактных поверхностей и границ реставрации вблизи десневого края.

Рис. 5: Для окончательной полировки была использована одноэтапная полировочная система ( Jazz Supreme, SS White Burs ). Этот инструмент при приложении легкого давления не удаляет дополнительного объема материала. Нежными движениями данной полировочной головки удается создать превосходный блеск поверхности. Это также удаляет мельчайшую стружку, формируемую в процессе полировки.

Рис. 6: Окончательный результат. Реставрация идеально совпадает с соседним зубом по форме, цвету и качеству поверхности.

Рис. 7: Чашеобразная полировочная головка лучше всего подходит для больших поверхностей и границ перехода между реставрацией и зубом в области бугров.

Рис. 8: Плоские полировочные головки Jazz Supreme могут быть использованы для полировки фиссур, лингвальных поверхностей и переходных участков в области межзубных промежутков. Четвертая форма головки представляет собой небольшую пламевидную головку, которая предназначена для финишной обработки и полировки ямок и фиссур.

Рис. 9: Полировочные головки для композитных материалов Jazz Supreme выпускаются в наборах с автоклавируемым алюминиевым блоком, содержащим 4 головки разной формы и в дополнительных наборах, содержащих по 3 головки каждой формы.

Пошаговый протокол реставрации дистальных зубов

Все более популярным становится применение композитных материалов для восстановления формы и функции жевательных зубов, которые подверглись различного рода болезням, травмам и стираемости.

Последние исследования доказали, что долговечность реставраций зависит не только от того, каким образом восстанавливают зуб, но и от множества других факторов, таких как: подверженность пациента кариесу зубов, расположение зуба в зубном ряду, привычки пациента, количество пораженных поверхностей зуба, качество адгезии и способность материала образовывать непрерывное соединение на границе реставрация/зуб.

Это значит, что успешное восстановление дистальных зубов зависит от навыков и опыта врача.

В этой статье будет рассмотрен клинический случай выполнения этой процедуры с целью создания ежедневного протокола лечения. Это позволит клиницисту обратить внимание на множество деталей во время работы с композитными материалами, избежать различных технологических ошибок и добиться высокого качества реставраций.

Данный протокол лечения имеет 6 пунктов:

  1. Диагностика и контроль исходных окклюзионных контактов
  2. Изоляция и разделение соседних зубов клиньями
  3. Моделирование полости и ее финишная обработка
  4. Восстановление контактных пунктов и окклюзионной поверхности
  5. Окрашивание фиссур (по желанию) и придание вторичной и третичной анатомии
  6. Шлифовка, полировка и выверение окклюзионных соотношений

Исходные данные: кариозные поражения, расположенные на обоих премолярах и молярах, наличие старых, подлежащих замене, неэстетичных и нефункциональных реставраций на зубах 1.6, 1.7

Проверка имеющихся окклюзионных контактов была проведена при помощи артикуляционной бумаги толщиной 40 микрон. Это позволяет врачу определить, каким образом зубы смыкаются с их антагонистами для того, чтобы правильно препарировать и восстановить зуб.

Для изоляции рабочего поля используется коффердам. В случаях реставрации дистальных зубов я предпочитаю накладывать его на весь квадрант. Данная техника обеспечивает врачу и его ассистенту лучший визуальный и мануальный контроль в процессе лечения. Зубы очистили с помощью щеточек, пасты и airflow, чтобы избавить от налета и красителей. Эта процедура обязательна, потому что предотвращает контаминацию на следующих этапах лечения.

Расклинивание зубов еще до начала препарирования является очень важным моментом, поскольку:

  1. Обеспечивает защиту для проксимальных частей коффердама от повреждений во время препарирования.
  2. Клинья смещают коффердам и десну более апикально.
  3. Обеспечивает сепарацию зубов, что облегчает препарирование их проксимальных поверхностей.

Процесс моделирования полости включается в себя три этапа:

  1. Обеспечение доступа.
  2. Некроэктомия.
  3. Создание фальца.

Чаще всего для создания доступа к полости я использую бор, рабочая часть которого имеет форму закругленного цилиндра диаметром 0,9мм.

Для некроэктомии я использую твердосплавные боры в сочетании с механическим наконечником.

Я заканчиваю препарирование полости созданием фальца. Это обеспечит будущей реставрации надежную интеграцию с тканями зуба. Для этих целей важно использовать боры только низкой абразивности. На данном этапе я же предпочитаю пользоваться арканзаским камнем и микромотором на низких оборотах. Главное правило моделирования полости — процесс должен начинаться на высоких оборотах с использованием водно-воздушного охлаждения и заканчиваться на низких без воды.

Вид отмоделированных полостей. Клинья были весьма полезны при препарировании проксимальных участков.

Проксимальная стенка была восстановлена при помощи металлической матрицы и кольца. Первым делом я устанавливаю матрицу, затем клин, после чего я использую два небольших куска тефлоновой ленты для лучшего прилегания матрицы к зубу, а за тем фиксирую все это V -образным кольцом.

Матрица на месте. Так же на этом этапе важно правильно подобрать высоту матрицы для того, чтобы в последующем получить нужный нам проксимальный гребень.

После того, как мы восстановили контактный пункт, мы можем удалить матрицу и приступить к созданию окклюзионной поверхности, руководствуясь исходной анатомией зуба.

В случае со вторым премоляром мы использовали только матрицу, клин и тефлоновую пленку. Как уже было сказано выше, тефлоновая пленка обеспечивает лучшее прилегание матрицы к проксимальной поверхности зуба, а также помогает врачу заполнить мезиально расположенную полость соседнего моляра.

Оба премоляра восстановлены. На данном этапе вы можете провести финишную обработку реставраций, перед тем как приступить к работе с молярами.

Матрица для моляра. Для эстетичности будущей реставрации важно, чтобы высота матрицы для моляра соответствовала по высоте проксимальному гребню премоляра.

Вид проксимальных гребней сразу после удаления матрицы и кольца.

Для финишной обработки я так же предпочитаю использовать арканзаский камень, твердосплавные боры и резиновые диски. По желанию после этой процедуры вы можете нанести краски на окклюзионную поверхность. Здесь я использовал коричневые.

Проверка окклюзионных взаимоотношений производилась при помощи артикуляционной бумаги толщиной 40 микрон. В процессе этой процедуры должны быть учтены как статичные, так и динамические пробы.

Заключительный вид реставраций. Полировка производилась при помощи хлопковой колесовидной головки, пасты на основе оксида алюминия и воды. Используя данный протокол, вы можете добиться отличной полировки поверхностей.

Читать еще:  Съемное протезирование

Еще один вид законченной работы.

Замечательный рисунок моего коллеги Dan Brazdau.

Финишная обработка пломбы. Методичка

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

1-я КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

С. Н. Х РАМЧЕНКО , Л. А. К АЗЕКО

ФИНИШНАЯ ОБРАБОТКА РЕСТАВРАЦИЙ

Минск БГМУ 2010

УДК 616.314–008.4 (075.8) ББК 56.6 я 73

Рекомендовано Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия 24.03.2010 г., протокол № 8

Р е ц е н з е н т ы: зав. каф. стоматологии детского возраста Белорусского государственного медицинского университета, д-р мед. наук, проф. Т. Н. Терехова; зав. каф. общей стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, канд. мед. наук, доц. Н. А. Юдина

Х 89 Финишная обработка реставраций : учеб.-метод. пособие / С. Н. Храмченко, Л. А. Казеко. – Минск : БГМУ, 2010. – 28 с.

В издании подробно рассматриваются терминология, принципы классификация методов

и средств для финишной обработки реставраций, последовательно описаны отдельные этапы обработки пломб и условия применения разных инструментов и материалов.

Предназначено для студентов всех курсов стоматологического факультета, клинических ординаторов.

УДК 616.314–008.4 (075.8) ББК 56.6 я 73

Храмченко Сергей Николаевич Казеко Людмила Анатольевна

ФИНИШНАЯ ОБРАБОТКА РЕСТАВРАЦИЙ

Ответственная за выпуск Л. А. Казеко Редактор А. В. Михаленок Компьютерная верстка Н. М. Федорцовой

Подписано в печать 25.03.10. Формат 60×84/16. Бумага писчая «Снегурочка». Печать офсетная. Гарнитура «Times».

Усл. печ. л. 1,63. Уч.-изд. л. 1,24. Тираж 150 экз. Заказ 573.

Издатель и полиграфическое исполнение:

учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет».

ЛИ № 02330/0494330 от 16.03.2009. ЛП № 02330/0150484 от 25.02.2009.

Ул. Ленинградская, 6, 220006, Минск.

ã Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет, 2010

Бурное развитие технологий в материаловедении, внедрение новых методик работы в клиническую практику значительно расширяют возможности стоматолога в устранении дефектов твердых тканей зубов [1, 3, 18]. Оценка качества работы стоматолога по восстановлению разрушенных тканей зуба проводится в конце по внешнему виду пломбы. Пациенты высоко оценивают красивую, рельефную и в то же время гладкую реставрацию. Считается, что основным фактором, определяющим свойства пломбы, является тип пломбировочного материала, поэтому промежуточным этапам получения качественной пломбы, как правило, уделяется меньше внимания [4, 6, 8, 14, 20, 22]. Как ни парадоксально, но именно на промежуточных этапах реставрации зубов в основном допускаются ошибки, которые приводят к неудачному исходу лечения либо значительно снижают качество пломб. Одним из таких промежуточных, а точнее завершающим этапом является финишная обработка пломб, их шлифовка и полировка. Анализ литературных источников показал, что ассортимент инструментов и материалов, предназначенных для обработки пломб огромен и постоянно увеличивается [5, 7, 13, 17]. Без соответствующей подготовки стоматологу достаточно сложно сделать выбор, а, как известно, даже пломба из самого лучшего материала без правильной обработки не будет качественной. Источниками проблем с окончательной обработкой пломб служат разногласия в терминологии, классификации, недостаток информации о составе, свойствах и методике использования разных инструментов и материалов [12, 15]. Мало внимания уделяется скоростным параметрам наконечников и инструментов, используемых для финишной обработки пломб. Все это определяет необходимость более детального освещения данной тематики.

Для четкого представления о назначении отдельных этапов финишной обработки реставраций, последовательности их проведения, а также адекватной оценки результатов врачу необходимо владеть терминологией в этой области [12, 15].

Финишная обработка (завершающая отделка) — придание плом-

бе формы и качества поверхности, максимально приближенных к анатомии, физиологии и эстетике собственных тканей зуба.

Методы финишной обработки — совокупность приемов использования разных средств для получения реставрации, подобной тканям зуба.

Средства финишной обработки — совокупность материалов и инструментов, позволяющих добиться высокого качества поверхности пломб.

Контуровка реставрации (contouring) — этап предварительной обработки пломбы, удаление грубых излишков материала, создание контуров и начальной анатомической формы реставрации.

Формирование (финирование) реставрации (finishing, shaping) —

этап получения окончательной анатомической формы реставрации, удаление локальных излишков материала, окклюзионная и проксимальная коррекция пломбы.

Полировка (polishing, glossing) — этап получения гладкой поверхности реставрации и имитации блеска собственных тканей зуба, сглаживание перехода пломба–зуб.

Суперполировка (superglossing) — заключительный этап финишной обработки для получения абсолютно гладкой (зеркальной, глянцевой) поверхности реставрации, повышающий эстетические свойства пломбы.

Финишные боры (финиры) — алмазные и твердосплавные боры разной формы низкой и очень низкой абразивности.

Полир — инструмент, состоящий из силиконовой головки разной формы, абразивности и мандрела хвостовика, металлического или пластикового.

Полировочный камень — инструмент, включающий цельную головку разной формы и абразивности из частиц оксида алюминия (Аl 2 O 3 ) и металлического мандрела.

Диски — круглые плоские инструменты из лавсана или полиэтилена разного диаметра с одно- и двусторонним абразивным покрытием, применяемые для обработки разных поверхностей зубов.

Мандрел (дискодержатель, хвостовик) — специальный металличе-

ский или пластиковый держатель абразивной части инструмента для финишной обработки. Соединение мандрела и абразивной части может быть съемным (диски, некоторые полиры, чашечки) и несъемным (щеточки, ряд полиров, полировочные камни).

Штрипсы — специальные органические полоски с абразивным покрытием разной ширины и степени абразивности, предназначенные для обработки контактных поверхностей зубов.

Полировочные пасты — специальные пастообразные смеси с разной степенью абразивности, предназначенные для финишной обработки пломб и/или полировки зубов при проведении профессиональной гигиены. В пастах используются, как правило, более мягкие мелкодисперсные абразивы (частицы SiO 2 , оксида циркония, алмаза, Аl 2 O 3 ). Полировочные пасты могут содержать активные компоненты, например, соединения фтора, ксилит.

Абразивный наполнитель — неорганические частицы разной формы (сферической, пластинчатой) и размера (1–25 мкм), содержащиеся в структуре инструментов для финишной обработки. В качестве абразива применяются углеродсодержащие соединения (алмаз, перлит и другие карбиды) и оксиды металлов (оксид алюминия).

Редукция — термин, обозначающий возможность уменьшения скорости вращения инструмента в угловом наконечнике с сохранением его рабочих свойств благодаря мощности вращающего момента. При финишной обработке пломб применяются угловые наконечники с редукцией от 2:1 до 16:1.

1 Ньютон (Newton, Н или N) — физическая величина в системе СИ, обозначающая силу, которая сообщает массе в 1 кг ускорение 1 м/с. В переводе на вес 1 Ньютон эквивалентен массе в 102 грамма (1 кг = 10 Н). Этот параметр учитывается при работе разными инструментами на этапе финишной обработки.

ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ РЕСТАВРАЦИЙ

Как и любой другой стоматологический материал, средства для финишной обработки должны соответствовать общепринятым стандартам. Перечень научно-обоснованных требований к группе материалов, используемых для финишной обработки пломб [7]:

1) контролируемая абразивность (отсутствие или низкий риск повреждения здоровых тканей зуба при использовании);

2) безопасность (отсутствие или низкий риск перегрева тканей зуба при правильном режиме применения средств);

3) удобство в использовании;

4) достаточный ассортимент для обработки разных групп зубов

5) высокая скорость работы (минимальное количество этапов и инструментов);

6) экономичность (возможность повторного использования после стерилизации);

7) длительное сохранение блеска и гладкости поверхности пломбы.

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДИК ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПЛОМБ

Разнообразие средств для обработки пломб требует систематизации их согласно технике их использования. Ниже представлены основные принципы классификации методик обработки пломб [3, 9, 12]:

1. По срокам проведения:

– отсроченная (в два посещения). 2. По спектру показаний:

– универсальная (для всех видов материалов);

– специализированная (для отдельных видов материалов). 3. По способу проведения:

4. По количеству используемых инструментов:

5. По типу обрабатываемой поверхности зуба:

– для гладких поверхностей;

– для рельефных поверхностей;

– для контактных поверхностей;

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПЛОМБ

Знания о свойствах, особенностях состава и условиях его использования способствуют оптимальному выбору средств достижения желаемого результата (гладкая и блестящая реставрация). Ниже приведены систематизированные данные о классификации материалов для финишной обработки пломб [7, 12, 17, 18]:

1. По назначению:

– для контуровки пломб;

– для формирования и полировки пломб;

– для сурерполировки пломб;

– для определения окклюзионных контактов;

– универсальные (многоцелевые). 2. По способу применения:

3. По форме выпуска:

4. По степени абразивности:

– очень грубые (extra coarse);

– минимально абразивные (extra fine).

5. По типу абразивности:

– фиксированная (постоянная) абразивность;

– меняющаяся (динамическая) абразивность. 6. По строению:

7. Виды маркировки:

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ РЕСТАВРАЦИЙ

Реставрация получается благодаря решению ряда задач:

1. Удаление с поверхности пломбы дисперсного (ингибированного кислородом) слоя, образующегося после полимеризации всех типов композиционных материалов. Это предупреждает окрашивание поверхности пломбы.

2. Сглаживание поверхности для снижения возможности ретенции зубного налета на поверхности пломбы.

3. Обеспечение плавного перехода на границе пломба–зуб для улучшения краевого прилегания и долговечности реставрации.

4. Получение гладкой блестящей поверхности пломбы для имитации оптических свойств твердых тканей зуба.

Пломбировочный материал высокого класса и большой ассортимент качественных средств обработки пломб сами по себе не гарантируют получение качественной реставрации. Поэтому важными условиями эффективной финишной обработки реставраций являются:

– оптимальные скоростные параметры работы для разных видов инструментов;

– этапность (последовательность) финишной обработки;

– адекватность увлажнения рабочего поля;

– оптимальная форма инструментов для разных поверхностей зубов;

– оптимальная абразивность применяемых инструментов.

СКОРОСТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ТИПЫ НАКОНЕЧНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПЛОМБ

Все инструменты для обработки пломб, за исключением штрипс, требуют использования угловых и/или турбинных наконечников (BienAir, W&H, KaVo, NSK и др.). Стандартным движением для большинства инструментов является вращение по часовой стрелке с определенной скоростью. При этом содержащийся в инструментах или полировочной пасте абразив за счет контролируемого трения позволяет удалять излишки материала, сглаживать поверхность пломбы, добиваться блеска. В некоторых наконечниках, предназначенных для полирования контактных поверхностей зубов с помощью специальных насадок, предусмотрен другой тип движения инструмента — вертикальный возвратно-поступательный с большой или малой амплитудой (рис. 1).

Рис . 1 . Угловой наконечник с возвратно-поступательными движениями инструмента

Скорость вращения и сила давления на рабочую поверхность являются основными параметрами, от которых зависит конечный результат финишной обработки реставрации. Турбинные наконечники развивают скорость вращения от 350 000 до 450 000 об./мин. С турбинными наконечниками могут использоваться финишные алмазные и твердосплавные боры и полировочные камни. Сила давления на рабочий инструмент не должна быть большой (менее 1 Ньютона), так как чрезмерное давление приведет на такой скорости к резкому перегреву тканей зуба, растрескиванию поверхности пломбы, повреждению здоровой эмали. Все турбинные инструменты для финишной обработки требуют адекватного водяного охлаждения (в среднем 30–40 мл/мин).

Скорость угловых наконечников напрямую зависит от типа микромотора и коэффициента редукции. Пневматические микромоторы имеют минимальную скорость вращения от 2000 до 5000 оборотов и максимальную скорость — 20 000 оборотов. Для электрических микромоторов эти параметры составляют соответственно от 60 до 40 000 об./мин.

Рабочая скорость большинства финишных инструментов колеблется от 2000 до 10 000 оборотов, а в среднем составляет 5000 об./мин. При такой скорости наконечнику без редукции (1:1), как правило, не хватает вращающего момента (торка), что снижает эффективность обработки пломбы. Увеличение скорости приводит к тем же проблемам, что при работе с турбинными наконечниками. Для пневматических микромоторов оптимальной является редукция углового наконечника 4:1, для электрических микромоторов — 8:1. Максимальная скорость вращения инструмента в наконечнике составляет 5000 об./мин с мощным вращательным моментом. Финишная обработка на таких скоростях может проводиться с водяным охлаждением или без него в зависимости от типа инструмента.

ЭТАПЫ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПЛОМБ

Представления о финишной обработке пломб в виде этапов шлифовки и полировка не соответствуют современному положению вещей в этой области. Так как правильная последовательность обработки пломбы во многом определяет ее качество, ниже представлены основные этапы финишной обработки реставраций (рис. 2):

1. Контуровка пломбы (грубая начальная обработка) проводится инструментами с высокой абразивностью с помощью турбинных и угловых наконечников.

2. Формирование конечной анатомической формы пломбы (окклюзионная и проксимальная коррекция) проводится инструментами со стандартной абразивностью с помощью турбинных и угловых наконечников. Оценка окклюзионных взаимоотношений проводится с помощью специ-

альной артикуляционной бумаги, фольги, которые бывают одно- и двусторонние со специальной окраской (рис. 3).

Толщина артикуляционной бумаги колеблется от 40 до 200 мкм, что позволяет выявлять явные суперконтакты, а особо точная коррекция проводится с помощью фольги толщиной 8–12 мкм.

Рис . 2 . Общая схема финишной обработки пломб:

а — контуровка; б — формирование; в — полировка; г — суперполировка

Приемы финишной обработки композитных реставраций

Виктор Щербаков

врач-стоматолог, клиника эстетической стоматологии Royal — Dent (Москва)

Прямые реставрации принято воспринимать как метод не самого большого эстетического потенциала, так как в подавляющем большинстве случаев работы из композита имеют такие недостатки, как быстрая потеря блеска, наличие видимых оптических границ и неидеальных поверхностных переходов зуб — реставрация.

Качество блеска композитной реставрации можно держать на высоком уровне, соблюдая элементарные правила личной гигиены и периодически посещая стоматолога для дополнительных полировок. Избежать оптической неоднородности реставрации можно, четко придерживаясь рекомендованных правил работы с цветом, которые широко описаны во всевозможных учебных изданиях. Кроме того, для более точной оценки оптической структуры зубов существуют различные современные технологические приспособления: поляризационные фильтры, спектрофотометры и т. д. Однако создание однородных топографических границ без заметных поверхностных переходов зуба в реставрацию оказывается гораздо более сложной проблемой, чем все прочие.

Трудности создания незаметных топографических переходов особенно выражены в тех клинических случаях, когда требуется фрагментарное восстановление части зуба. При этом, делая реставрацию, нужно стараться как можно более точно воспроизвести натуральный микрорельеф эмалевой поверхности, не допустить ни избытка материала, ни его дефицита на границе перехода. Чтобы избежать подобных сложностей, многие доктора предпочитают перекрывать всю вестибулярную поверхность слоем композита или переходить на непрямые методики реставрации, например керамические виниры.

Проблема наличия заметных топографических границ может быть решена только на этапе финишной отделки реставрации. Эта процедура чрезвычайно важна и требует от доктора большой тщательности и правильного алгоритма выполнения манипуляций разными шлифовочными инструментами. К сожалению, этот аспект прямой композитной реставрации не находит достаточно подробного описания в учебной литературе. Отчасти это объясняется тем, что на рынке представлено много всевозможных полировочных систем разных производителей, и у каждой из них есть свои особенности и нюансы применения.

В данной статье описан клинический случай мини-инвазивной реставрации двух центральных резцов с подробным описанием модифицированного протокола финишной отделки.

Исходная клиническая ситуация: дефекты 4-го класса на двух центральных резцах. Из анамнеза стало ясно, что данные дефекты имеют абфракционную природу и сформировались из-за того, что пациентка в течение долгого времени имела вредную привычку грызть карандаш (рис. 1).

Рис. 1. Исходная клиническая ситуация. Дефекты 4-го класса на двух центральных резцах.

Сложность данного клинического случая в том, что зубы имеют практически идеально ровную поверхность с минимальным микрорельефом. Создание незаметных переходов в таких условиях является задачей гораздо более сложной, чем воспроизведение рельефа на зубах с выраженной текстурой поверхности, где ее можно замаскировать рисунком перикиматий и прочих эмалевых формаций (рис. 2).

Рис. 2. Зубы имеют поверхность с минимальным микрорельефом.

Работа велась в методике силиконового ключа. Был сделан прямой мок-ап, проведены все окклюзионные и артикуляционные пробы и снят индекс из силиконовой массы (рис. 3).

Рис. 3. Работа велась в методике силиконового ключа.

Вид зубов после изоляции и препаровки. Объем препарирования твердых тканей был сведен к минимуму и ограничился лишь 0,3 мм по периметру дефекта с небольшим фальцем на вестибулярной поверхности (рис. 4).

Читать еще:  Лечение кисты зуба

Рис. 4. Вид зубов после изоляции и препаровки.

Нижняя треть двух центральных резцов была подвергнута пескоструйной обработке порошком оксида алюминия 27мкм. Этот прием позволяет увеличить площадь удельной поверхности зуба в 5—6 раз, что весьма положительно сказывается на силе адгезивного соединения (рис. 5).

Рис. 5. Зубы были подвергнуты пескоструйной обработке.

Воспроизведение небных стенок из прозрачного оттенка композита (рис. 6).

Рис. 6. Воспроизведение небных стенок из прозрачного оттенка композита.

Вид зубов после завершения нанесения и адаптации слоев композита. Нужно стараться воспроизвести ткани зуба так, чтобы после моделирования форма зуба была максимально близка к той, которая требуется, без избытка материала. Для окончательного выравнивания контуров очень удобно пользоваться плоской художественной кистью (рис. 7).

Рис. 7. Вид зубов после завершения нанесения и адаптации слоев композита.

Для более внятной визуализации контуров и граней зуба удобно пользоваться карандашом (рис. 8).

Рис. 8. Для визуализации контуров и граней зуба удобно пользоваться карандашом.

По обозначенному рисунку ведется осторожная обработка поверхности финишным алмазным бором (с красной полоской). Необходимо избегать контакта бора с эмалью (рис. 9).

Рис. 9. Обработка финишным алмазным бором (с красной полоской).

Обработка поверхности композита силиконовыми головками Enhance (имеющиеся аналоги: One Gloss, Shofu; Identoflex Composite Polishers, желтые формы, Kerr ). Интенсивность абразии этих инструментов можно изменять, дозируя давление на наконечник во время работы. Финиры средней абразивности обладают очень умеренным воздействием: их шлифовочной активности достаточно, чтобы снимать слои композита, но они совершенно безвредны для эмали. Именно с помощью этих финишных инструментов достигается выравнивание уровня материала по отношению к тканям зуба. Работа головками Enhance должна вестись без водного охлаждения, иначе визуальный контроль становится невозможным. Соответственно, следует сохранять осторожность и работать на низких оборотах, чтобы не допустить перегрева зуба. После использования головок Enhance поверхность композита должна обладать легким блеском и равномерной поперечной исчерченностью (рис. 10).

Рис. 10. Обработка поверхности головками Enhance.

Обработка поверхности композита полирами PoGo (имеющиеся аналоги: Identoflex Composite Polishers, серые формы, Kerr ). Эти полировочные головки придают текстуре материала идеальную форму и первичный сухой блеск. Учитывая исключительно маленькую степень абразии этих инструментов, плотность контакта их поверхности с тканями зуба значительно выше, чем у финиров, поэтому головки PoGo следует использовать без давления, прерывистыми движениями и с водным охлаждением (рис. 11).

Рис. 11. Обработка поверхности полирами PoGo.

Вслед за PoGo в данном протоколе финишной отделки предлагается использование зуботехнической войлочной нитяной щетки для прямого наконечника. Эти щетки выполняют роль промежуточного звена перед окончательной полировкой с помощью паст (рис. 12).

Рис. 12. Обработка зуботехнической войлочной нитяной щеткой.

Полировка композита с помощью пасты Prisma Glossextrafine (аналог: SHINYC , Enamelplus ). Пасты придают поверхности композита искрящийся сухой блеск (рис. 13).

Рис. 13. Полировка с помощью пасты Prisma Glossextrafine.

Вид через несколько дней после финишной отделки. После правильного и тщательного выполнения протокола финишной отделки всякие границы (как оптические, так и топографические) перестали быть заметны (рис. 1419).

Данный клинический случай демонстрирует, что правильный протокол финишной отделки имеет огромную важность для эстетической состоятельности реставрационного лечения. Очень важным условием правильного использования финиров и полиров является четкий визуальный контроль за поверхностью композита. Необходимо периодически смотреть на зуб с боковых ракурсов и следить за тем, как на вырисовывающемся рельефе композитного материала играет свет. Нужно добиться такого эффекта, чтобы блик от лампы стоматологического светильника, падая на границу соединения зуба с композитом, не искажался, а шел ровно, повторяя те же очертания, что и на эмали. Необходимо менять направление света и положение головы пациента, для того чтобы иметь возможность следить за игрой света на разных областях зуба. Также очень желательным дополнением при финишной отделке является использование увеличения (бинокулярные лупы или операционный микроскоп).

Протокол финишной обработки и полировки

Автор: Paulo Monteiro

Автор: Paulo Monteiro

Мы часто обсуждаем проблемы и задачи восстановления зуба и выбора цвета прямой композитной реставрации. Однако, форма и рельеф, которые мы можем придать нашей реставрации, играют не менее важную роль, чем выбор оттенка.

В процессе восстановления зуба композитным материалом мы должны следовать некоторым правилам, которые помогут достичь эстетических, естественных и предсказуемых результатов. Перечень этих правил: планирование, препарирование зуба, адгезия, послойное внесение материала, финишная обработка и полирование.

Естестенный зуб имеет много особенных деталей, которые отличают его от реставрации. Этими деталями могут быть: длина, ширина, пропорциональное соотношение длина/ширина, контур, площадь, доли, гребни, вертикальные борозды, текстура, фасетки стирания, толщина режущего края, трещины, перикиматии, контактные поверхности.

Таким образом, детали формы и рельефа становятся необходимыми для интеграции при выполнении реставрациии с сохранением естественности зубов и улыбки пациента.

В первую очередь, необходимо определить тип поверхности естественных зубов пациента, посмотреть есть ли какой-либо рельеф или просто гладкая поверхность. Осмотр зубов становится основопологающим для нас в понимании того, что мы должны воспроизвести в нашей реставрации. Осмотр передних зубов пациента под разными углами может дать нам много полезной информации о форме и рельефе.

Когда просто осмотра недостаточно или он становится затруднительным, мы можем иcпользовать дополнительные методы идентификации рельефа, такие как серебрянная пудра или артикуляционная бумага, помещенная на вестибулярной певерхности зуба. В таком случае мы можем наблюдать различия между зонами с высокой степенью отражения света и зонами тени, более выраженными зонами и зонами менее детализированными.

В случае гладкой поверхности естественных зубов, которые нам надо воспроизвести, клинический процесс становится легче, так как нам надо выполнить всего несколько шагов: детализировать форму и степень блеска поверхности.

Если мы хотим заполировать поверхность и придать рельеф зубу, мы можем разделить данную процедуру на 4 этапа: детализация формы, макрорельефа, микрорельефа и блеска (яркости).

Первый шаг финишной обработки и полирования включает в себя оценку и/или коррекцию формы зуба. Форма зуба отвечет за симметричные пропорции и интеграцию реставрации с соседними зубами. Для оценки формы нам необходимо осмотреть линии углов, которые рзделяют плоскую поверхность на зоны высокого отражения света (между линиями углов) и зоны тени, которые лежат кнаружи от линий углов.

Работая на расстроянии между линиями углов, мы можем достичь иллюзии более широких или узких, длинных или коротких зубов, устанавливая истинные пропорции зуба. Таким образом, если мы хотим, чтобы зуб выглядел уже, нам следует достигать линии углов, уменьшая размеры плоской поверхности. С другой стороны, если мы хотим создать иллюзию более широкого зуба, мы должны двигаться от линий углов, при этом увеличивая площать плоской воерхности.

Как правило, коррекция линий углов и плоскостей производитмся

Доступ ко всем статьям по подписке

Доступ к 1524 статьям

Новые статьи почти каждый день

Без автоматического продления

Подробнее о подписке

Приемы Финишной Обработки Композитных Реставраций

Прямые реставрации принято воспринимать как метод не самого большого эстетического потенциала, так как в подавляющем большинстве случаев работы из композита имеют такие недостатки, как быстрая потеря блеска, наличие видимых оптических границ и неидеальных поверхностных переходов зуб — реставрация.

врач-стоматолог, клиника эстетической стоматологии Royal — Dent (Москва)

Качество блеска композитной реставрации можно держать на высоком уровне, соблюдая элементарные правила личной гигиены и периодически посещая стоматолога для дополнительных полировок. Избежать оптической неоднородности реставрации можно, четко придерживаясь рекомендованных правил работы с цветом, которые широко описаны во всевозможных учебных изданиях. Кроме того, для более точной оценки оптической структуры зубов существуют различные современные технологические приспособления: поляризационные фильтры, спектрофотометры и т. д. Однако создание однородных топографических границ без заметных поверхностных переходов зуба в реставрацию оказывается гораздо более сложной проблемой, чем все прочие.

Трудности создания незаметных топографических переходов особенно выражены в тех клинических случаях, когда требуется фрагментарное восстановление части зуба. При этом, делая реставрацию, нужно стараться как можно более точно воспроизвести натуральный микрорельеф эмалевой поверхности, не допустить ни избытка материала, ни его дефицита на границе перехода. Чтобы избежать подобных сложностей, многие доктора предпочитают перекрывать всю вестибулярную поверхность слоем композита или переходить на непрямые методики реставрации, например керамические виниры.

Проблема наличия заметных топографических границ может быть решена только на этапе финишной отделки реставрации. Эта процедура чрезвычайно важна и требует от доктора большой тщательности и правильного алгоритма выполнения манипуляций разными шлифовочными инструментами. К сожалению, этот аспект прямой композитной реставрации не находит достаточно подробного описания в учебной литературе. Отчасти это объясняется тем, что на рынке представлено много всевозможных полировочных систем разных производителей, и у каждой из них есть свои особенности и нюансы применения.

В данной статье описан клинический случай мини-инвазивной реставрации двух центральных резцов с подробным описанием модифицированного протокола финишной отделки.

Клинический случай

Исходная клиническая ситуация: дефекты 4-го класса на двух центральных резцах. Из анамнеза стало ясно, что данные дефекты имеют абфракционную природу и сформировались из-за того, что пациентка в течение долгого времени имела вредную привычку грызть карандаш (рис. 1).

Рис. 1. Исходная клиническая ситуация. Дефекты 4-го класса на двух центральных резцах.

Сложность данного клинического случая в том, что зубы имеют практически идеально ровную поверхность с минимальным микрорельефом. Создание незаметных переходов в таких условиях является задачей гораздо более сложной, чем воспроизведение рельефа на зубах с выраженной текстурой поверхности, где ее можно замаскировать рисунком перикиматий и прочих эмалевых формаций (рис. 2).

Рис. 2. Зубы имеют поверхность с минимальным микрорельефом.

Реставрация

Работа велась в методике силиконового ключа. Был сделан прямой мок-ап, проведены все окклюзионные и артикуляционные пробы и снят индекс из силиконовой массы (рис. 3).

Рис. 3. Работа велась в методике силиконового ключа.

Вид зубов после изоляции и препаровки. Объем препарирования твердых тканей был сведен к минимуму и ограничился лишь 0,3 мм по периметру дефекта с небольшим фальцем на вестибулярной поверхности (рис. 4).

Рис. 4. Вид зубов после изоляции и препаровки.

Нижняя треть двух центральных резцов была подвергнута пескоструйной обработке порошком оксида алюминия 27мкм. Этот прием позволяет увеличить площадь удельной поверхности зуба в 5—6 раз, что весьма положительно сказывается на силе адгезивного соединения (рис. 5).

Рис. 5. Зубы были подвергнуты пескоструйной обработке.

Воспроизведение небных стенок из прозрачного оттенка композита (рис. 6).

Рис. 6. Воспроизведение небных стенок из прозрачного оттенка композита.

Вид зубов после завершения нанесения и адаптации слоев композита. Нужно стараться воспроизвести ткани зуба так, чтобы после моделирования форма зуба была максимально близка к той, которая требуется, без избытка материала. Для окончательного выравнивания контуров очень удобно пользоваться плоской художественной кистью (рис. 7).

Рис. 7. Вид зубов после завершения нанесения и адаптации слоев композита.

Финишная обработка

Для более внятной визуализации контуров и граней зуба удобно пользоваться карандашом (рис. 8).

Рис. 8. Для визуализации контуров и граней зуба удобно пользоваться карандашом.

По обозначенному рисунку ведется осторожная обработка поверхности финишным алмазным бором (с красной полоской). Необходимо избегать контакта бора с эмалью (рис. 9).

Рис. 9. Обработка финишным алмазным бором (с красной полоской).

Обработка поверхности композита силиконовыми головками Enhance (имеющиеся аналоги: One Gloss, Shofu; Identoflex Composite Polishers, желтые формы, Kerr ). Интенсивность абразии этих инструментов можно изменять, дозируя давление на наконечник во время работы. Финиры средней абразивности обладают очень умеренным воздействием: их шлифовочной активности достаточно, чтобы снимать слои композита, но они совершенно безвредны для эмали. Именно с помощью этих финишных инструментов достигается выравнивание уровня материала по отношению к тканям зуба. Работа головками Enhance должна вестись без водного охлаждения, иначе визуальный контроль становится невозможным. Соответственно, следует сохранять осторожность и работать на низких оборотах, чтобы не допустить перегрева зуба. После использования головок Enhance поверхность композита должна обладать легким блеском и равномерной поперечной исчерченностью (рис. 10).

Рис. 10. Обработка поверхности головками Enhance.

Обработка поверхности композита полирами PoGo (имеющиеся аналоги: Identoflex Composite Polishers, серые формы, Kerr ). Эти полировочные головки придают текстуре материала идеальную форму и первичный сухой блеск. Учитывая исключительно маленькую степень абразии этих инструментов, плотность контакта их поверхности с тканями зуба значительно выше, чем у финиров, поэтому головки PoGo следует использовать без давления, прерывистыми движениями и с водным охлаждением (рис. 11).

Рис. 11. Обработка поверхности полирами PoGo.

Вслед за PoGo в данном протоколе финишной отделки предлагается использование зуботехнической войлочной нитяной щетки для прямого наконечника. Эти щетки выполняют роль промежуточного звена перед окончательной полировкой с помощью паст (рис. 12).

Рис. 12. Обработка зуботехнической войлочной нитяной щеткой.

Полировка композита с помощью пасты Prisma Glossextrafine (аналог: SHINYC , Enamelplus ). Пасты придают поверхности композита искрящийся сухой блеск (рис. 13).

Рис. 13. Полировка с помощью пасты Prisma Glossextrafine.

Вид через несколько дней после финишной отделки. После правильного и тщательного выполнения протокола финишной отделки всякие границы (как оптические, так и топографические) перестали быть заметны (рис. 1419).

Данный клинический случай демонстрирует, что правильный протокол финишной отделки имеет огромную важность для эстетической состоятельности реставрационного лечения. Очень важным условием правильного использования финиров и полиров является четкий визуальный контроль за поверхностью композита. Необходимо периодически смотреть на зуб с боковых ракурсов и следить за тем, как на вырисовывающемся рельефе композитного материала играет свет. Нужно добиться такого эффекта, чтобы блик от лампы стоматологического светильника, падая на границу соединения зуба с композитом, не искажался, а шел ровно, повторяя те же очертания, что и на эмали. Необходимо менять направление света и положение головы пациента, для того чтобы иметь возможность следить за игрой света на разных областях зуба. Также очень желательным дополнением при финишной отделке является использование увеличения (бинокулярные лупы или операционный микроскоп).

Реставрация зубов. Этапы прямой реставрации.


Эстетическая реставрация зубов – процесс восстановления внешнего вида и функциональности зубного ряда.

Для реставрации зубов применяются композитные пломбировочные материалы и виниры. Ее синонимами являются художественная и косметическая реставрация зубов.
Показаниями к эстетической реставрации служат :

Изменение формы и размеров зуба.

Трещины, сколы зуба.

Коррекция цвета зуба, при неэффективности других методов.

Методы реставрации зубов .

Существует два метода реставрации зубов:

Прямая реставрация зубов –
она же – композитная реставрация зубов или реставрация зубов свето-отверждаемыми композитными пломбировочными материалами (фотополимерами). Этот вид реставрации делается стоматологом-терапевтом в одно посещение .

Непрямая реставрация зубов при помощи виниров –
этот вид реставрации делают стоматологи-ортопеды (протезисты). В этом случае зуб сначала препарируется, а затем с него снимается слепок. По данному слепку в зубо-технической лаборатории из керамической массы делается винир, после чего он «приклеивается» к зубу. Виниры (по сравнению с реставрациями из пломбировочных материалов) имеют множество преимуществ.

Этапы реставрации зубов(прямая реставрация ):

  1. Подготовка к реставрации –на этом этапе необходимо провести гигиеническую чистку зубов от налета и зубного камня, определить по специальной шкале цвет восстанавливаемого зуба и подобрать в соответствии с этим – цвета композитных пломбировочных материалов, которые будут использоваться в процессе реставрации.Проводится местная анестезия .
  2. Убираем пораженные участки зуба кариесом или шлифуем поверхности скола (с помощью бормашины ) – в случае, если проводится замена старой неудовлетворительно выглядящей реставрации, то тогда убирается старая пломба.
  3. Изоляция зуба от слюны –использование ватных шариков практически повсеместно уходит в историю. Их применение не позволяет надежно изолировать зуб от слюны, а также от влажного дыхания пациента, которое значительно ухудшает качество и надежность пломб и реставраций из свето-отверждаемых пломбировочных материалов. Теперь с этой целью используется коффердам. Он представляет из себя латексный платок с отверстиями для зубов, который натягивается на зубы. Композитная реставрация зубов, выполненная без надежной изоляции от слюны и влажного дыхания – может просуществовать весьма недолго. Возможные проблемы в таком случае:? нарушение краевого прилегания пломбы к тканям зуба, что может привести к появлению темной полоски или кариеса на границе пломба/зуб.? реставрация просто может выпасть, т.к. влага ухудшает прилипаемость пломбировочного материала к тканям зуба.
  4. Восстановление формы зуба пломбировочным материалом –для того, чтобы зуб выглядел естественно применяется техника послойной реставрации. В этом случае друг на друга наносятся слои пломбировочного материала разных оттенков и разной прозрачности, которые в совокупности потом и придадут зубу естественный вид.Зуб состоит не из одного цвета ,а имеет несколько оттенков ,пломбировочный материал подбирается по цветовой гамме ,подобранной заранее по индивидуальным особенностям зуба
  5. Финишная обработка зуба –под финишной обработкой следует понимать окончательное моделирование формы зуба при помощи боров, а также шлифовка и полировка пломбы.
Читать еще:  Художественная реставрация зуба минусы

Для поддержания хорошего результата,пациентам необходимо приходить на контрольные осмотры каждые 3 месяца для пришлифовки и полировки пломб т к в процессе жизнедеятельности мы употребляем цветную пищу,многие курят пьют крепкий кофе,чай и тд ,а пломбировочный материал может впитывать цвет и изменить оттенок.

Другие подробности Вы можете уточнить по телефонам клиники 8 (812) 244-03-05, 8 (911) 094-00-00

Косметическая реставрация зубов. Красота требует жертв?

Косметическое восстановление зубов предназначено для улучшения их состояния. Причем эстетическую реставрацию выполняют, как правило, для избавления от полученных природных дефектов, либо при повышенной стираемости зубов. Еще прибегают к подобным манипуляциям при следующих недостатках: сколах или трещинах, потемнении эмали, природной деформации.

Сущность художественной реставрации

С помощью данной стоматологической услуги улучшают внешний вид зубов и даже значительно их изменяют. Современные технологии позволяют сегодня врачам подбирать реставрационный материал, подходящий под любой оттенок природной эмали зубов. Вдобавок арт-реставрация помогает решить многие проблемы:

  1. убрать дефекты эмали
  2. избавиться от имеющейся между зубами щели
  3. восстановить поврежденный кариесом либо отколотый зуб
  4. исправить неровную форму зуба

Художественную реставрацию проводят различными способами: непрямым или прямым способом. Первый вариант предполагает установку керамических виниров. По оттиску зуба потом создают керамический винир, который приклеивается к неповрежденной части зуба, восстанавливая тем самым форму.

Достоинства художественной реставрации зубов

В основном к косметической реставрации прибегают для восстановления передних зубов. К плюсам данной процедуры можно отнести следующее: доступную стоимость, минимальное повреждение эмали перед реставрацией, а также возможность вернуть поврежденному зубу прежнюю форму и цвет. Еще эта стоматологическая услуга позволяет исправить многие косметические недостатки: трещины, щели между зубами или сколы.
С помощью арт-реставрации можно восстановить до 70% внешнего вида поврежденного зуба. В стоматологии эта процедура дает возможность человеку вернуть привлекательную улыбку.

Этапы художественного восстановления зуба

Первым делом необходимо провести подготовительные работы. Стоматолог сначала выполняет гигиеническую чистку полости рта от налета и камня. Затем по специальной шкале специалист определяет естественный оттенок зубов с выбором цвета пломбировочного материала.

Следующий шаг — анестезия, которую делают по необходимости. После этого выполняют удаление пораженных тканей. Старую пломбу высверливают, если вокруг нее есть пораженные ткани, то их тоже аккуратно убирают.

Если коронка зуба сильно разрушена, а нерв был удален ранее, то врач-стоматолог устанавливает штифт. Чтобы вернуть естественный внешний вид зубу прибегают к способу художественной реставрации. При восстановлении зубной формы используют специальные пломбировочные материалы. Их наносят слоями различных цветов и прочности, чтобы зубы получили более натуральный внешний вид.

Последним этапом является финишная обработка. Иначе говоря, стоматолог проводит финишное моделирование при помощи полировки и шлифовки.

Отреставрированные зубы тоже нуждаются в тщательном уходе

Именно поэтому надо использовать после еды зубную нить, чистить зубы два раза в день, а еще с осторожностью употреблять слишком твердую пищу. Ко всему прочему, раз в полгода надо проводить профессиональную полировку и чистку зубов. Красота требует жертв, и привлекательная улыбка не является исключением.

Наращивание зуба, эстетическая реставрация

«Нам доверяет уже третье поколение клиентов!»

  • РАЙДЕН
  • Услуги
  • Эстетическая стоматология

ПОЛНЫЙ СПИСОК УСЛУГ

  • Лечение зубов (терапия)
  • Профессиональная чистка зубов
  • Протезирование зубов
  • Имплантация зубов
  • Хирургическая стоматология
  • Эстетическая стоматология
      • Отбеливание зубов Zoom
      • Домашнее отбеливание
      • Наращивание зуба, эстетическая реставрация
      • Установка виниров
      • Композитные виниры
      • Керамические виниры
      • Скайсы (украшения на зубы)
  • Детская стоматология
  • Исправление прикуса
  • Диагностика зубов — консультация стоматолога
  • Пародонтология (лечение дёсен)
  • Дентальная косметика
  • Каждая стоматологическая услуга имеет свой стандарт, который позволяет добиться гарантированного эстетического и функционального результата лечения в короткие сроки
  • На основе исследований ассоциаций европейских и американских стоматологий мы сформировали стандарты, гарантирующие выполнение запланированного результата на 100%
  • Используем проверенные материалы и оборудование, которыми лечат в Европе и США
  • Высокие стандарты клиники и мастерство стоматологов выделяют европейски и российские ассоциации стоматологов наградами и сертификатами
  • Проверяем знания у каждого стоматолога перед поступлением на работу в «РАЙДЕН», проводим обучение стандартам работы в клинике. После успешной аттестации специалист допускается к работе
  • Регулярно отправляем стоматологов клиники на обучение и проверяем знания стандартов лечения. Обучение и повышение квалификации проводят ведущие мировые эксперты в области стоматологи
  • Специалисты клиники справляются со стоматологическими задачами любой сложности. К нам обращаются в безысходных клинических ситуациях, и наши стоматологи успешно применяют свой многолетний опыт на практике.
  • Двойной контроль качества каждого этапа лечения экспертным советом. Стоматологи — эксперты контролируют лечение по фотографиям, снимкам и мед. документации.
  • У наших стоматологов повышенная ответственность за результат лечения, поэтому мы гарантируем соблюдение всех технологий

Вследствие механического воздействия, в результате которого откалывается часть зуба, а именно зубная коронка, или разрушения из-за кариеса, достаточно часто стоматологами производится реставрация или наращивание зуба.

В случае отсутствия большей части зуба проводится процедура наращивание на штифт, при которой сохраняется корень зуба. Стекловолоконный штифт устанавливается в подготовленный зубной канал. Отметим, что стоимость наращивания значительно ниже, стоимости протезирования при имплантации и проводится только по медецинским показаниям, которые определяет стоматолог во время консультации.

Современные материалы для наращивания обладают высокой прочностью и отличными эстетическими показателями. Наличие различных оттенков дает возможность подобрать наиболее подходящий к природному цвету зубов материал, что особенно важно для реставрации резцов. Нарастить дефектный зуб и обрести красивую улыбку возможно в день посещения стоматологии.

Что такое реставрация зубов?

Наращивание или реставрация зубов – это процедура восстановления разрушенного зуба благодаря современным технологиям и материалам в эстетической стоматологии. Внешние дефекты в полости рта устраняются таким образом, что отреставрированные зубы гармонируют с остальными и совершенно не отличаются от них.

Специалист в области эстетической стоматологии оценит состояние поврежденного и соседних зубов, особенности прикуса. После чего он сможет ответить на вопрос пациента о возможности восстановления. Если такой метод не подходит, исходя из клинической картины – врач предложит рассмотреть возможность другого метода. Например, установку виниров. Если же такая возможность есть, согласовав с пациентом все детали, специалист сможет сказать, сколько стоит восстановить конкретный зуб.

Современная эстетическая стоматологи, в частности направление восстановления формы зуба, имеет ряд терминов, обозначающих, в первую очередь, факт восстановления, во вторую – достижение высокой эстетики. Среди них эстетическая реставрация, косметическая реставрация, художественная реставрация. Данные термины являются синонимичными и обозначают восстановление зубов с высокой степенью привлекательности результата.

Реставрация детских зубов

К удивлению многих взрослых пациентов, процедуру реставрации возможно произвести и детям. Условием и показанием к стоматологическому наращиванию ребенку являются отсутствие аллергических реакций на материалы и поломка постоянного зуба, соответственно. Целостность зубного ряда ребенка восстанавливается без вреда для организма и здоровья.

Показания к наращиванию зубов:

  • Сколы;
  • Утрата коронковой части зуба;
  • Большие промежутки между зубами.

Наращивание зубов — противопоказания

В эстетической стоматологии, как и в любом направлении медицины, процедура наращивания имеет ряд противопоказаний. Метод реставрации одного или более зубов категорически запрещен, если пациент имеет стимулятор сердечного ритма. Фотополимеризатор, используемый для проведения реставрации или наращивания, способен изменить частоту импульсов аппарата, что может повлечь за собой остановку сердца.

Еще одним ограничением для желающих придать своей улыбке привлекательный вид или же отреставрировать старую пломбу на одном или нескольких жевательных зубах, является аллергия. Аллергическая реакция на некоторые элементы адгезивной системы или же самого композита чревата достаточно негативными последствиями. Реакция на элементы или сам композит – довольно редкое явление, однако, пациенту и врачу-стоматологу следует быть предельно внимательными и обязательно проводить тесты на аллергию перед проведением процедуры, также, как и при лечении кариеса.

Наращивание зубов — этапы

1. Подготовка к реставрации

Подготовительным этапом перед проведением самой процедуры реставрации является посещение кабинета гигиениста стоматологического. Специалист проведет профессиональную чистку, уберет мягкий налет и, при его наличие – зубной камень. После чего врач сможет точно определить цвет восстанавливаемого зуба посредством специальной оттеночной шкалы. В соответствии с этим показателем подбираются цвета композитных пломбировочных материалов, которые будут использоваться в процессе реставрации.

2. Местная анестезия

Специалистом, проводящим реставрационные работы, может быть использована местная анестезия.

3. Удаление пораженных кариесом тканей

Если целью наращивания является удаление старой пломбы, специалистом производится удаление кариеса и очищение кариозных полостей, удаляется старая пломба.

4. Изоляция зуба от слюны

Этап изолирования реставрируемого зуба от слюны и влажного дыхания пациента является стратегически важным, поскольку от качества изоляции зависит качество, надежность и срок службы новой пломбы и самой реставрации.

Раньше в стоматологии для этих целей использовались ватные брусочки, применение которых не давало необходимого результата: изоляции и от слюны, и от влажного дыхания. В современной стоматологии используется коффердам – латексный платок с отверстиями для зубов, которым требуется реставрация, натягиваемый на зубной ряд.

При некачественной изоляции, могут наступить негативные последствия: нарушение краевого прилегания пломбы к тканям зуба и появлению темной полосы или кариеса на границе пломбы с зубом; реставрация может выпасть, поскольку влага ухудшает крепление пломбировочного материала к тканям зуба.

5. Фиксация штифта в канале

В случае, если зуб откололся более чем на половину и депульпирован – проводится фиксация штифа в канале. Данный этап необходим, поскольку из-за нагрузки реставрация может сломаться или выпасть.

6. Восстановление формы зуба пломбировочным материалом

Благодаря технике слоистой реставрации, когда слои пломбировочного материала разных оттенков и разной прозрачности наносятся один поверх другого, зуб выглядит естественно.

7. Финишная обработка реставрации

Окончанием процедуры реставрации является моделирование формы зуба. Любой метод воссоздания зубов на заключающем этапе включает в себя шлифовку и полировку, позволяющие добиться эффекта «мокрого блеска».

Недостатки наращенных зубов

Одним из основных недостатков реставраций считается их склонность к потемнению и потере блеска с течением времени. Пломбы, реставрации из светополимерных пломбировочных материалов, к сожалению, имеют свойство постепенно темнеть. Если на жевательных зубах, расположенных в глубине полости рта, потемнения не заметны, то на передних этот факт становится очевиден. Поэтому реставрации нуждаются в динамическом наблюдении, полировке и своевременной замене.

Следующий – риск скола реставраций. При реставрации, выполненной на депульпированном зубе, разрушившемся более чем на ½, риск её поломки довольно высок. Это обусловлено тем, что, в ряде случаев, депульпированные зубы более хрупкие, по сравнению с живыми.

Особенно часто специалисты сталкиваются со сколом реставрированного ранее зуба, когда восстанавливалась вся коронка зуба. Часть зуба может отколоться, если жевательная нагрузка резко превысит лимит прочности восстановленной конструкции. Иногда при этом происходит и перелом его корня.

Рестоврация зубов — методы

Прямой метод реставрации

Метод прямого художественного восстановления зуба требует от стоматолога не только знания, но и мастерства, сравнимого с искусством ювелира или художника, поскольку зуб пациента обрабатывается в ротовой полости пациента.

Восстановление разрушенной части зуба осуществляется при помощи особой технологии послойного нанесения реставрационных материалов: фотополимер или стеклополимер. Методика позволяет идеально нарастить зуб, в высочайшей точности повторяя его природное строение.

Среди преимуществ прямого метода наращивания отметим сравнительно недорогое воссоздание формы и эстетического вида зуба, возможность корректировки формы одного из них, а также всего ряда. Уменьшение расстояния между резцами также возможно с помощью метода наращивания.

Непрямой метод реставрации

Наращивание зубов непрямым методом характеризуется особой методикой обработки поврежденного зуба – с зубных рядов снимается слепок, по которому, в дальнейшем, в условиях зуботехнической лаборатории изготавливается восстанавливаемая часть зуба. Затем стоматологом-ортопедом осуществляется фиксация новой части зуба на сохраненную часть. В результате воссоздается его анатомическая форма, эстетический вид и функциональность.

Непрямой метод реставрации является микропротезированием – щадящим методом восстановления с максимальной сохранностью здоровых тканей.

Цвет материалов для восстанавливаемого зуба подбирается в соответствии с оттенком собственных зубов пациента благодаря широкой цветовой гамме реставрационных материалов.

Факторы стоимости реставрации

  • Квалификация специалиста, осуществляющего эстетическую реставрацию;
  • Методология или способ проведения реставрации;
  • Материалы;
  • Предварительная подготовка зубов;
  • Необходимость лечения, пломбирования каналов, а также замена устаревших пломб.

Особенности наращивания

Во время консультации перед проведением процедуры реставрации, специалист отвечает на интересующие пациента вопросы, среди которых болезненность наращивания и время процедуры. Предварительное лечение зуба и последующее наращивание производится под местной анестезией, поэтому пациент ощущает себя комфортно на протяжении всей процедуры.

При проведении протезирования с применением штифта, случается, что после наращивания болит зуб. В течение 1-2 недель происходит полное его заживление. По окончании этого периода боль прекращается.

Реставрация зубов в клинике «РАЙДЕН»

При сильной деструкции стенки зуба, когда возможности заполнить полость пломбирующим материалом нет, в корневой канал устанавливается специальный стержень – стандартный стекловолоконный штифт, на который в дальнейшем устанавливают пломбу или коронку (штифт не просвечивает и не окисляется). Стекловолоконный материал штифта повторяет форму корня, он эластичен.

В некоторых клиниках Санкт-Петербурга наращивание зубов стоит дешевле, потому что пациентам вместо зубной коронки ставят большую пломбу. Это чревато расколом зуба до корня и в дальнейшем его удалением. Специалисты в области эстетической стоматологии «РАЙДЕН» не будут рисковать вашим здоровьем и устанавливать пломбу, размер которой превышает допустимые нормы.

Особенно внимательно наши врачи-стоматологи подходят к наращиванию передних зубов, например, при сколе части резца. Композитным материалом осуществляют реставрацию под воздействием ультрафиолета. При этом материал не уступает по прочности настоящему зубу, не отличается по цвету, а место стыка абсолютно незаметно.

Реставрация или наращивание зубов осуществляется во всех клиниках стоматологической сети «РАЙДЕН».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector